ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ!

Уважаемые родители!
 
Приоритетом современной государственной политики России является охрана и зашита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровьссберстающих технологий. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших социальных задач. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астахов выступил с инициативой о проведении в общеобразовательных учреждениях уроков «Здоровые дети – в здоровой семье». 
 

Что такое Здоровье?

Определение принятое Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) звучит так: это состояние благополучия, а не только отсутствие болезни.

Здоровье является основой полноценной и счастливой жизни, предоставляет возможность человеку максимально реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности. В первую очередь это относится к детям, так как именно в детстве закладываются основы, как будущих свершений, так и возможных проблем.

Здоровье ребенка закладывается, формируется, сохраняется в семье еще до его рождения. От того как будущие родители относятся к себе, своему организму, внутреннему миру и на сколько готовы помогать друг другу быть здоровыми зависит будущее здоровье их малыша.

А дальше больше. Все наши привычки в питании, физической активности, бережном или попустительском отношении к своему телу и психике, умение видеть мельчайшие частички счастья и радоваться каждому дню или пессимистический взгляд на жизнь, где мир раскрашен не радугой красок, а существует под гнетом черно-серой унылой палитры, передаются нашим детям. А ведь все это накладывает свой отпечаток на здоровье ребенка.

ребенка.

О чем необходимо помнить родителям:

  1. Режим сна.
  2. Режим дня.
  3. Физическая активность.
  4. Организация досуга.
  5. Взаимоотношения в семье.
  6. Взаимоотношения с социумом.

Режим сна.

Детям 2 – 5 лет рекомендовано спать 12 – 12,5 часов в сутки, из них 2 часа днем.

Детям 5 – 7 лет рекомендовано спать 11,5 часов в сутки, из них 1,5 часа днем.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

•      в 7 – 10 лет – 11 – 10 часов в сутки;

•      в 11 – 14 лет – 10 – 9 часов в сутки;

•      в 15 – 17 лет – 9 – 8 часов.

Продолжительность сна взрослого человека должна быть не менее 7 часов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Режим дня

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом):  

  • утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1 час;
  •  завтрак – 30 минут;
  •  игры (в том числе развивающие): для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами; для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
  •  прогулка – 2 часа;
  •  возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
  •  обед – 30 минут;
  •   дневной сон;
  •   пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
  •   прогулка – 1 час 20 минут;
  •  возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
  •  ужин – 30 минут;
  •  спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40 минут;
  •  сон.

На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.  

Физическая активность.

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека.

Ребенок - дошкольник бегает, прыгает, лазает не потому, конечно, что это полезно; для него движения — наслаждение, жизненная потребность. А заботливый родитель должен поощрять естественную двигательную активность детей. Только надо дать ей правильное направление.  Обязательно делайте с ребенком утреннюю зарядку — это стимулирует организм, настраивает на активный день и дает заряд бодрости и хорошего настроения. Но есть золотое правило: никогда не требуйте от малыша того, чего сами не выполняете. Вставайте рядом, вам это тоже пойдет на пользу.

Прекрасно укрепляют детский организм подвижные игры на свежем воздухе.

Плавание — это очень полезно, так как вовлекает в работу почти все мышцы тела, которые имеют сколько-нибудь важное значение для формирования осанки. С 5—6 лет можно ставить ребенка на коньки, лыжи. Занятия физкультурой учат малыша в совершенстве владеть своим телом, воспитывают у него чувство ритма, закаляют организм.Играть в волейбол, настольный теннис можно с 7—8 лет (но к систематическим тренировкам разрешается приступать не раньше чем в 10—13 лет). Девочкам особенно полезна художественная гимнастика, формирующая хорошую фигуру, делающая их статными, ловкими, грациозными. Не обязательно, чтобы ваша дочь или сын увлекались только одним каким-нибудь видом спорта, сейчас им важнее общее физическое развитие. Пусть они любят и плавание, и волейбол, и коньки, и лыжи. А вы, родители, интересуйтесь их спортивными успехами и  следите за тем, чтобы никакие дела и обязанности не вытесняли из расписания дня детей зарядку, прогулки и спорт.

И неплохо будет, если занятия спортом не просто увлечение ребенка, а совместное семейное занятие. Взрослому человеку занятия спортом – физическая активность так же необходимы, особенно если ваш рабочий день прошел сидя за компьютером.

Организация досуга

Прогулки и занятия  спортом неотъемлемая часть досуга, но это еще не все. Для полноценного развития ребенка, сохранения его здоровья и здоровья взрослого человека необходимо время: для занятий любимыми увлечениями – хобби, для удовлетворения  потребности побыть наедине с собой, для совместных (с другими членами семьи, друзьями) интересных, веселых, смешных игр, и других форм организации времени.

Почему это важно? А потому, что способствует сохранению психического здоровья человека. Правильно организованный досуг – способ снять стресс, усталость, получить положительный эмоциональный заряд на следующий день.

Взаимоотношения в семье

А это еще один немаловажный аспект здоровья.

Деспотизм и авторитарная позиция взрослых нарушает развитие и становление личности ребенка, формирует тревожность и комплексы, подавляет его стремления, интересы, тормозит формирование самостоятельности, ответственности. Ребенок либо безвольно соглашается со всем, что ему говорят, либо агрессивно реагирует на окружающих людей.

Высокая конфликтность, отсутствие взаимопонимания и взаимопринятия членами семьи друг друга, постоянная конкуренция, борьба за власть является основой для развития ожесточенности, недоверия, отчужденности от семьи, неумение дарить любовь, дружить, получать радость от совместной  деятельности.

Какие отношения между членами семьи можно назвать здоровыми?

Отношения, которые строятся на основе доверия, понимания, взаимного уважения.  

Эпидемия гриппа? Родители, без паники!
Рената Равич
1.Вспомнить девиз земских врачей: «сделай клизму и вызови врача».
Детям клизму делать очень осторожно: 1 стакан теплой кипяченой воды +1 стакан процеженного теплого отвара мяты или ромашки. Или сок половинки лимона. Если никогда раньше не делали клизму, тогда лучше не надо.

2. Помочь ребенку принять теплый душ, если он в силах стоять. Не настаивать! Потом холодное обертывание (старинный рецепт, см. Себастьян Кнейпп «Мое водолечение»).

Минимум:
а) намочить х/б носки в холодной воде, отжать, надень на ноги, сверху шерстяные носки. Каждые полчаса х\б носки прополоскать в холодной воде, отжать и надеть снова, шерстяные носки сверху.
б) х/б кухонное полотенце намочить в холодной воде, отжать, обернуть вокруг шеи, сверху шерстяной шарф. Через полчаса полотенце прополоскать в холодной воде, отжать и снова обернуть вокруг шеи, сверху шерстяной шарф.

Максимум (особенно важно при высокой температуре): разложить шерстяное одеяло, сверху сухую простыню, сверху влажную простыню: намочить в холодной воде, отжать, уложить голым на холодную простыню, быстро завернуться (попросите ребенка покричать погромче!) во все три слоя, сверху еще одно одеяло. Станет жарко буквально через 1 мин. Если заснет, тем лучше. Ни в коем случае не будите!

Когда через 1-1,5 часа, лоб покроет испарина, раскутайте одеяла, а разворачивать простыни лучше прямо в ванной комнате.

Помогите ребенку принять теплый душ и сразу в постель. Холодное обертывание надо делать 2 раза в день, на ночь обязательно, пока не спадет температура. Ребенку можно вместо общего обертывания сделать 3/4 обертывание от подмышек до паха, чтобы руки были свободны. Носки обязательно. Поверх всего надеть рубашку и теплый свитер.

3. Уложить в постель и поить с ложечки потогонным чаем: шиповник +мята+липовый цвет (или цветки черной бузины)+зверобой, что есть. Заваривать в термосе 2 чайных ложки смеси на 1 стакан кипятка. Настоять, пить процеженный теплый потогонный чай с медом и лимоном, или с малиновым вареньем. 1 стакан равносилен 2 таблеткам аспирина. Если ничего нет, просто зеленый или травяной чай. Пить как можно чаще. Дать пососать дольки лимона, посыпанные сахаром или леденцы от кашля (д-р Мом).

4. Если ребенок ничего не хочет есть, не заставляйте хотя бы сутки! Главное: витаминизированное питье! Сидеть около больного ребенка, поить с ложечки! Пить потогонный чай, клюквенный морс (лучше всего), соки, настой шиповника, настой из сухофруктов, кисель, компот из замороженных ягод.

Когда ребенок сам захочет есть, дайте любые фрукты: грейпфрут, мандарины, печеные яблоки, ягоды и/или приготовьте овощи (сырые, вареные, тушеные, запеченые). Затем можно добавить каши, печеную картошку и черный хлеб, больше ничего, пока не выздоровеет полностью

В Библии голодание упоминается 40 раз. Наши предки не имели возможности вызвать "Скорую помощь" и были покрепче нас. Кстати, дети голодают инстинктивно, также, как и животные. А мы их заставляем. Во время болезни нельзя насиловать, аппетит ребенка восстановится, как только он станет лучше себя чувствовать.

5. Полоскать горло через 2 часа: прополис, календула, эквалипт, сода + соль + йод, яблочный уксус, молотая морская соль. Обязательно чередовать. Полощите вместе с ребенком и развлекайтесь, кто больше пузырей пустит.

6. Обязательно витамины, лучше растворимые: витамин С +детские поливитамины+ рыбий жир в капсулах. Если нет аллергии, цветочная пыльца и маточное молочко – для укрепления иммунитета.

7. Прополис – лучший натуральный антибиотик, который придумал Бог, и секрет он завещал только пчеле. Пожуйте кусочек прополиса или накапайте настойку прополиса на кусочек сахара, чтобы он промок как следует, и пососите 3-4 раза в день: столько капель, сколько ребенку лет. Не меньше 7 дней. И если нет аллергии.

8. Покой и отдых. Дайте ребенку отдохнуть от детского сада и школы и выспаться всласть! Не будите! Сон – благословение для больного!

9. Посидите с ребенком, подержите его за руку, приласкайте его. Маленького не грех и на руках покачать, почитайте его любимые сказки, стихи, спойте ему песенки или послушайте детскую тихую музыку, спойте колыбельную, убаюкайте его. Будьте с ним вместе!

Отключите всякую цифровую технику и насладитесь обществом друг друга. Цените эти золотые минуты общения. Природа, натуропатия и Ваша любовь - верные защитники здоровья Вашего ребенка!

10. И когда он выздоровеет без лекарств и осложнений, приобретайте книгу Ренаты Равич «Копилка семейного здоровья: как укрепить здоровье семьи без лекарств», где подробно изложены принципы натуропатии: https://www.litres.ru/renata-ravich/kopilka-semeynogo-zdorovya

Сайт Ренаты Равич www.naturecurative.com